М 31

Первые шлемы, которые использовались в норвежской армии были британские шлемы Mk I. Впервые эти шлемы, в количестве 10 000 единиц прибыли в Норвегию в конце 1915 года, и к 1916 году прошли первые тесты в норвежской армии. Шлем был одобрен, и послан в армию. Этот шлем норвежские солдаты будут носить достаточно продолжительное время, в последствии на фронтальную часть шлема будет устанавливаться стальная пластина с изображением норвежского льва.
Британский Мk I с норежской эмблемойТолько в конце 20-х годов Норвегия стала осуществлять закупки новых шлемов, в частности чешских Vz. 20. В 1928 году норвежское защитное общество (НЗО) заказало партию таких шлемов. Членами НЗО в основном являлись высокопоставленные норвежские офицеры, которые боролись с распространением большевизма. Закупленные шлемы были распределены среди них. Кроме британской и чешской моделей шлемов, в норвежской армии, в небольших количествах использовались: датский шлем модели 1923 года и голландский М 1928.
В 1930 году в норвежской армии впервые были протестированы шлемы шведского производства. Они были известны как «Балтийские шлемы» и изготавливались в Швеции на предприятии Eskilstuna Stalpressning A/B.
В январе 1931 года в правительстве Норвегии обсуждался вопрос о переводе производства этих шлемов в Норвегию. Однако шведское правительство согласилось оставить производство норвежских шлемов в своей стране, не смотря на тот факт, что две армии будут носить похожие шлемы. Однако чуть позже, Raufoss Ammnisjonsfabrikker получил контракт на производство этих шлемов в Норвегии. В мирное время сталь для производства шлемов поставлялась из Sandviken Jarnverk (г. Сандвикен Швеция). В случае войны планировалось, что необходимое сырье будет поставляться Christiania Spigerverk и A/S Norsk Blikvalseverk (оба предприятия находились в Норвегии).
Стальной шлем М 1931 был первым военным шлемом, который производился в Норвегии. Он был одобрен для использования в армии 07 апреля 1931. По дизайну он был очень похож на шведскую модель шлема модели 1926 года, однако его отличал небольшой гребень такой же, как на более раннем шведском шлеме М 21. Кроме того, норвежский шлем имел несколько отличное крепление подшлемника. Таким образом, в целом, новый норвежский шлем представлял гибрид двух шведских шлемов – М 21 и М 26.
Пробная партия шлемов М 1931 была выпущена в количестве около тысячи штук. После официального утверждения этой модели заводы Raufoss получили заказ на производство 2000 единиц Балтийских шлемов, при этом вся партия должна была быть поставлена Генеральному штабу.
Солдат в шлеме М 35Шлем изготавливался из сплава стали, никеля, хрома. Вес шлема составлял примерно 1200 грамм. Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник состоял из трех двойных кожаных язычков, связанных между собой шнуром в верхней части. С обратной стороны к каждому язычку крепилась амортизационная подушечка, набитая конским волосом или ватой. Кожаные язычки были закреплены на стальном обруче, шириной 32 мм который в свою очередь был закреплен на шлем пятью кламерами. Позднее были внесены некоторые изменения касающиеся крепления подшлемника, он стал крепиться тремя кламерами. Так же была использована новая форма латунных заклепок. Они были короче и полые внутри. Подбородочный ремень состоял из двух кожаных ремешков, шириной 16 мм, скрепляемых между собой прямоугольной стальной застежкой. Крепление ремешков к шлему осуществлялось посредством двух прямоугольных колец, крепящихся одновременно с обручем подшлемника с помощью боковых кламер.
Согласно технически условиям данного стального шлема: «Для технической приемки шлемы должны доставляться для первичного осмотра неокрашенными. Они должны иметь гладкую поверхность без сколов царапин и изъянов. Вес каждого шлем не должен отличаться от другого более чем на 50 грамм. Толщина шлема не должна была быть больше чем на 0,15 мм. От 5-10% каждой партии шлемов должна быть испытана с помощью молотка. Молоток, с помощью которого испытывали шлемы, весил от 550- 1100 грамм. Кроме того, два из протестированных шлемов должны быть подвергнуты баллистическому тесту. Один шлем отстреливался с минимального расстояния, другой с максимального. При этом пуля должна была попасть в центр лобной части шлема. Выстрел не должен был повредить каску и должен образовать ямку не более двух сантиметров.
Если баллистический тест не был пройден, то должны браться еще два шлема для теста. Если эти шлемы удовлетворяли требованиям, то вся партия принималась. В противном случае вся партия шла на переплавку. Шлемы, которые были приняты, подлежали окраске».
Окрашивание производилось из пульверизатора. Первые партии шлема были окрашены в светло-зеленый цвет. Первоначально шлемы красились в один цвет с униформой. Однако с этим возникли проблемы. В 1933 году было протестировано два цвета краски. Первый цвет светлый хаки почти соответствовал цвету униформы, но был слишком яркий и был отвергнут. В ноябре 1933 года были предприняты дальнейшие тесты другого оттенка краски, который был менее ярким.
В декабре 1933 года после обобщения результатов испытаний различных вариантов окраски, краска была признанна неудовлетворительной ввиду ее низкого качества. В том же отчете было сделано предложение использовать краску перемешанную с песком, цвет этой краски должен быть зеленым. В январе 1934 года было решено, что М 1931 будет окрашен в темно-зеленый цвет с примесью песка.
26 февраля 1935 года Генеральный штаб отправил запрос в военные гарнизоны, об использовании шлемов солдатами норвежской армии. Вскоре был получен ответ, в котором говорилось, что солдаты обычно носят этот шлем задом наперед. После чего возникла необходимость, сделать что-нибудь для изменения этой практики. Министром обороны было предложено разместить на шлеме фронтальную эмблему. Эмблема представляла собой изображение норвежского льва, которое выдавливалось на тонкой стальной пластине. Пластина должна была размещаться на всех новых стальных шлемах. Этот шлем получил название модель 1935 года.
В 1940 году Норвегия была оккупирована немецкими войсками. Этот факт вызвал некоторые изменения в использовании стальных шлемов в норвежской армии. Именно в это время, впервые, немецкая модель стального шлема 1935/40/42, появились в стране. Однако норвежскую модель шлема 1931 г. и 1935 г. продолжали использовать в армии, но по приказу немецкого командования фронтальные эмблемы с М 1935 были удалены.
Норвежские шлемы использовались разными подразделениями внутри страны. Среди них были служба персональных телохранителей и полиции. При этом служба телохранителей использовала монограмму VQ с левой стороны шлема, представляя собой инициалы Vidkun Quisling. Силы полиции использовали декаль в виде серебряного орла, а морская полиция имела такую же декаль только золотого цвета.
В период с 1941-1942 года большое количество норвежцев выехало из страны в Швецию. Многие из них считали своим долгом участвовать в организации военных тренировок для своих соотечественников на шведской земле. В 1943 году эти тренировки набрали силу Люди, принимавшие в них участие, сформировали норвежский полицейский корпус в Швеции. Они получали шведское обмундирование, включая шведскую каску М 1926, с двух сторон на этой каске изображалась буква N.
Кроме того, шлемы модели 1931 года широко использовали силы противовоздушной обороны, при этом шлемы окрашивались в желтый цвет и имели фронтальную эмблему, на которой схематично была изображена бомбежка старого города.

.

M 31
M 31
M 31

M 31
M 31
     
M 31 ПВО
M 31 ПВО
M 31 ПВО

Артиллеристы в М 31
Норвежские солдаты в британских шлемах 1940 г.
Норвежский солдат в шлеме М 31

   
Солдаты в М 31
Солдаты норвежского полицейского корпуса в шведских шлемах М 26
Технические условия М 31
 
 

При подготовке раздела использовались следующие материалы:
1."Teraskypara soumen puolustusvoimissa", Stig Roudasmaa, Sotamuseon julkaisuja 1/1997.
2. "Les casques de combat du monde entire de 1915 a nos jours" Pierre-Paul Struye, Editions PSD, 1996.
"A collector's Guide to Scandinavian Military Helmets. Denmark and Norway" Vol. I, Andres Scotte.
В разделе представлены фотографии из фондов Военного музея г. Хельсинки.

Вернуться в основной каталог

 

На главную страницу На главную страницу