M 37

Венгерские пулеметчики на огневом рубеже. Характерно что у одного германский  шлем образца 1916 г., а у другого венгерский шлем образца 1937 г.В середине тридцатых годов, под воздействием возрастающей критики старого стального шлема времен Первой мировой войны венгерскими военными, а так же необходимости создания нового силуэта венгерского солдата в Венгрии начинают разработку и создание собственного стального шлема нового образца. Многочисленные исследования инженеров и военных показали, что наиболее эффективной моделью шлема является новый германский шлем образца 1935г. - М 35. Отказавшись от затрат на разработку собственного шлема венгерское правительство в 1937 году принимает шлем, почти полностью скопированный с германского прототипа. Новый шлем стал поставляться в войска с 1938 г.
Венгерский шлем образца 1937 г. (М 37), изготавливался из стали достаточно низкого качества. Вес шлема составлял приблизительно1170 гр., толщина стали 1,9 мм. В верхней части шлема с правой и левой стороны имелись вентиляционные отверстия, изготавливаемые, так же как и на германском шлеме М 35 с использованием отдельных деталей (специальных заклепок с отверстиями, но незначительно отличающихся от германских). Нижний край шлема завальцовывался, но в отличие от германского шлема это делалось небрежно, в результате чего края иногда получались кривыми.
Схема основных отличий между германскими и венгерскими шлемамиИмея некоторую схожесть с германским прототипом, венгерский шлем, тем не менее, имел ряд отличий. Во-первых, основание шлема в задней части было более расширено, чем у германского шлема. Кроме этого, в задней нижней части с внешней стороны на шлем устанавливалась горизонтальная скоба, длинной четыре сантиметра и около одного сантиметра шириной. Впрочем, размер скобы мог немного варьироваться. Скоба предназначалась для крепления шлема к амуниции в походном состоянии. Отличалось так же крепление подшлемника и сам подшлемник. Подшлемник состоял из трех двойных кожаных язычков светло-коричневого цвета, имеющих в верхней части отверстия, в которые продевался шнур. С обратной стороны к кожаным язычкам крепились мешочки набитые конским волосом или ватой. Кожаные язычки пришивались к алюминиевому обручу, который в свою очередь крепился к шлему с помощью трех клепок. Расположение крепежных клепок на венгерском шлеме отличалось от расположения клепок на германском прототипе, в данном случае боковые клепки находились с правой и левой стороны примерно по центру шлема. Подбородочный ремень состоял из двух частей и изготавливался из кожи шириной полтора сантиметра. На одной из частей ремня устанавливалась прямоугольная латунная застежка, схожая с застежками на германских шлемах. Крепился подбородочный ремень с помощью D-образных или прямоугольных колец прикрепленных в свою очередь к алюминиевому обручу подшлемника.
Окрашивался шлем в светло-зеленый, иногда в песочно-коричневый цвет. Кроме армии, М 37 использовался силами гражданской обороны, а так же пожарными и полицией в этом случае шлем окрашивали в синий, черный или голубой цвет. На шлем пожарных устанавливали дополнительные ребра жесткости крестообразной формы.
М 37 использовался различными венгерскими вспомогательными формированиями, в том числе полицией и пожарными до 1957 года. Кроме того, шлем этой модели широко применялся, в финской армии. К началу "Зимней войны" 1940 г. в Финляндию было экспортировано около 75000 шлемов М 37.

 
M 37
M 37
M 37
       
 
M 37
M 37
M 37
       
 
М 37
M 37
       
 
M 37 Гражданская оборона
M 37 Гражданская оборона
M 37 Гражданская оборона

Выражаем благодарность за предоставленные материалы Joseba Revuelta.
При подготовке раздела использовались материалы книги "Teraskypara soumen puolustusvoimissa", Stig Roudasmaa, Sotamuseon julkaisuja 1/1997

Вернуться в основной каталог

 

 
На главную страницу На главную страницу