M 37
В
середине тридцатых годов, под воздействием возрастающей критики
старого стального шлема времен Первой мировой войны венгерскими
военными, а так же необходимости создания нового силуэта венгерского
солдата в Венгрии начинают разработку и создание собственного стального
шлема нового образца. Многочисленные исследования инженеров и военных
показали, что наиболее эффективной моделью шлема является новый
германский шлем образца 1935г. - М 35. Отказавшись от затрат на
разработку собственного шлема венгерское правительство в 1937 году
принимает шлем, почти полностью скопированный с германского прототипа.
Новый шлем стал поставляться в войска с 1938 г.
Венгерский шлем образца 1937 г. (М 37), изготавливался из стали
достаточно низкого качества. Вес шлема составлял приблизительно1170
гр., толщина стали 1,9 мм. В верхней части шлема с правой и левой
стороны имелись вентиляционные отверстия, изготавливаемые, так же
как и на германском шлеме М 35 с использованием отдельных деталей
(специальных заклепок с отверстиями, но незначительно отличающихся
от германских). Нижний край шлема завальцовывался, но в отличие
от германского шлема это делалось небрежно, в результате чего края
иногда получались кривыми.
Имея
некоторую схожесть с германским прототипом, венгерский шлем, тем
не менее, имел ряд отличий. Во-первых, основание шлема в задней
части было более расширено, чем у германского шлема. Кроме этого,
в задней нижней части с внешней стороны на шлем устанавливалась
горизонтальная скоба, длинной четыре сантиметра и около одного сантиметра
шириной. Впрочем, размер скобы мог немного варьироваться. Скоба
предназначалась для крепления шлема к амуниции в походном состоянии.
Отличалось так же крепление подшлемника и сам подшлемник. Подшлемник
состоял из трех двойных кожаных язычков светло-коричневого цвета,
имеющих в верхней части отверстия, в которые продевался шнур. С
обратной стороны к кожаным язычкам крепились мешочки набитые конским
волосом или ватой. Кожаные язычки пришивались к алюминиевому обручу,
который в свою очередь крепился к шлему с помощью трех клепок. Расположение
крепежных клепок на венгерском шлеме отличалось от расположения
клепок на германском прототипе, в данном случае боковые клепки находились
с правой и левой стороны примерно по центру шлема. Подбородочный
ремень состоял из двух частей и изготавливался из кожи шириной полтора
сантиметра. На одной из частей ремня устанавливалась прямоугольная
латунная застежка, схожая с застежками на германских шлемах. Крепился
подбородочный ремень с помощью D-образных или прямоугольных колец
прикрепленных в свою очередь к алюминиевому обручу подшлемника.
Окрашивался шлем в светло-зеленый, иногда в песочно-коричневый цвет.
Кроме армии, М 37 использовался силами гражданской обороны, а так
же пожарными и полицией в этом случае шлем окрашивали в синий, черный
или голубой цвет. На шлем пожарных устанавливали дополнительные
ребра жесткости крестообразной формы.
М 37 использовался различными венгерскими вспомогательными формированиями,
в том числе полицией и пожарными до 1957 года. Кроме того, шлем
этой модели широко применялся, в финской армии. К началу "Зимней
войны" 1940 г. в Финляндию было экспортировано около 75000 шлемов
М 37.
Выражаем благодарность за предоставленные материалы Joseba Revuelta.
При подготовке раздела использовались материалы книги "Teraskypara
soumen puolustusvoimissa", Stig Roudasmaa, Sotamuseon julkaisuja
1/1997
Вернуться в основной каталог
|