M 36
В середине 30-х годов, болгарская армия оказалась перед необходимостью
замены старого германского стального шлема М 16, используемого в
болгарской армии со времен Первой мировой войны. Этот шлем уже не
устраивал болгарских военных по многим параметрам. Преодолевая ограничения
в развитии военной сферы, наложенные на Болгарию после окончания
Первой мировой войны, к 1936 году такой шлем был создан, это была
модель 1936 года (М 36). Уже в 1937 году этот шлем начал поставляться
в армию.
Тип А
 |
 |
|
Контур нового шлема
был вполне оригинальным и лишь отдаленно напоминал германский
М 16. Силуэт болгарского солдата, изображенный на ордене "За
храбрость" легко узнаваем, во многом благодаря характерному
стальному шлему М 36.
Вес шлема составлял около 1200 грамм. Толщина стали 2 мм. Характерной
чертой М 36 были два вентиляционных отверстия, расположенные
с правой и левой стороны, напоминающие вентиляционные отверстия
немецкого М 16. Существовало три типа М 36 - "тип А", "тип В"
и "тип С", это было вызвано, прежде всего тем, что шлемы изготавливались
на разных фабриках (Sandrik - Dolne Hamre Словакия, - Bruder
Gottlieb und Brauchbar - Brun, Моравия и Bratri - БрноЧехия
на этой фабрики в свое время производились автрийские шлемы
М 17), а так же тем, что в процессе использования шлемов
болгарские военные корректировали свои требования к боевым шлемам.
М 36 "А" и М 36 "В" отличало от М 36 "С" только завальцованные
края основания шлема (для типа "С" характерны острые края основания
шлема) и способ крепления подшлемника, в первых двух типах подшлемник
крепился к алюминиевому обручу, который в свою очередь был приклепан
к шлему. В шлемах М 36 "С" подшлемник так же крепился к алюминиевому
обручу, только этот обруч крепился не к шлему, а к четырем стальным
амортизационным пластинам, которые крепились к шлему. М 36 "А"
и М 36 "В" отличались количеством клепок, которыми крепился
обруч подшлемника. Подшлемник у М 36 "А" крепился с помощью
четырех клепок, а М 36 "В" с помощью трех, так же как у немецкого
стального шлема М 16. |
|
|
Тип B
В проектировании и изготовлении подшлемника
не было единства.
Как
правило, подшлемник представлял собой 6-7 одинарных кожаных язычков,
которые в верхней части скреплялись шнуром. Подбородочный ремень также
не отличался единством модели. Как правило, подбородочные ремень состоял
из двух половинок, скрепляющийся с помощью прямоугольной застежки.
Иногда на М 36, устанавливался чешский подбородочный ремень, характерной
чертой которого было, раздвоение в средней части для более надежного
удержания ремня на подбородке. Крепился подбородочные ремень с помощью
D-образных колец, которые устанавливались в специальные держатели
приклепанные к шлему.
В начале производства М 36 окрашивался в темно-зеленый цвет, но
постепенно шлем мог приобретать все оттенки зеленого от светлого хаки
до темно-зеленого. На шлемы, выпущенные до середины войны, с правой
стороны наносилась декаль с цветами болгарского триколора окаймленного
черной линией. В последствии триколор рисовался солдатами самостоятельно
и не выглядел так эстетично.
Тип C
С 1936 М 36 стал главным шлемом болгарской армии. И стал реальным
боевым шлемом в тяжелых сражениях в конце Второй Мировой Войны, когда
Болгария была занята Красной Армией, и принимала участие в боях против
немцев. М 36 не потерял свою важность даже сегодня. Перекрашенные
и с обновленным подшлемником эти шлемы использовались в болгарской
армии до последнего времени.
Тип С. Послевоенный период.
Выражаем благодарность Теодору Муховски за предоставленные
материалы.
В данном разделе сайта использованы материалы книги "Les casques
de combat du monde entire de 1915 a nos jours" Pierre-Paul Struye,
Editions PSD, 1996.
Вернуться в основной каталог
|