M 15

FarinaВведение стального шлема в бельгийской после с введением каски Адриана во французской армии в 1915 году. Однако исследования по поиску решения задачи защиты головы солдата в современной войне велись бельгийцами с 1911 года, но эти исследования были недостаточными для получения положительного результата. В первый год войны бельгийские солдаты использовали итальянские металлические шапочки - Farina, которые ранее проходили испытания в итальянской армии, но были отвергнуты солдатами из-за ряда недостатков основным из которых был вес - около 1850 грамм.
В 1915 году бельгийское правительство разместило во Франции крупный заказ на изготовление касок Адриана. Таким образом отличие бельгийской каски от французской были минимальны. Бельгийская каска так же изготавливалась из стали толщий 0,7 мм. Раковина шлема состояла из четырех частей с характерным гребнем в верхней части. Вес шлема составлял 700 грамм, подшлемник изготавливался из кожи и состоял из 6 кожанных язычков, скрепленных в верней части шнурком. Крепился подшлемник с помощью четырех волнистых алюминевых лент, которые в свою очередь крепились к шлему с помощью четырех припаенных к внутренней стороне шлема скоб. В фронтальной части шлема располагалась эмблема размером 6,5 сантиметров изображающая голову льва. Характерно, что в отличие от французов, которые имели эмблемы на касках для каждого рода войск бельгийцы рзмещали льва на шлемах для всех родов войск. Подбородочный ремень изготавливался из кожи и крепился к шлему прямоугольными кольцами длинна ремня регулировалась небольшой простой квадратной пряжкой.
Базовый цвет шлема был каштановый позднее шлем окрашивали в хаки. Кроме того, для маскировки иногда использовались регламентные чехлы цвета хаки.

M 15
M 15
M 15
     
M 15
M 15
       
Бельгийские солдаты в касках М 15
       
Бельгийский солдат в каске М 15 Бельгийский солдат в каске М 15 Бельгийский солдат в каске М 15 Бельгийский солдат в каске М 15


M 26
Бельгийский солдат в каске М 26Закончившаяся Великая война показала неспособность бельгийской армии длительно противостоять серьезному противнику. Учитывая историческое расположение страны между двумя традиционными врагами (Францией и Германией) в 1920 г. началось реформирование бельгийской армии, направленное прежде всего на усиление ее обороноспособности. Основу реформ составляло создание пассивной защиты базирующейся в свою очередь на строительстве укреплений не только на границе, но и в глубине страны. Исторически сложившаяся "глубина" территории Бельгии предполагала не остановку продвижения войск противника, а их кратковременное сдерживание до прихода войск англичан или других союзников.
В 20-е годы в бельгийской армии применялась французская каска Адриана 1915 г. Новая каска была принята в 1931 году (М 1926-31). Это французская каска модели 1926 г. (М 26) с характерным гребнем в верхней части, немного измененная для использования в бельгийской армии. Новый шлем был немного тяжелее, чем М 15, М 26-31 весил около 1000 грамм и изготавливался из сплава стали и марганца, это облегчало производство шлема и повышало его прочность. Бельгийский шлем от французского прототипа отличало более плоское "крыло" и меньшая сферичность самого шлема. Изображение льва во фронтальной части шлема по сравнению с М 15 претерпело небольшие изменения - оно стало более рельефным по сравнению с предыдущей моделью шлема и более агрессивным. Подшлемник изготавливался из черной кожи и состоял из шести лепестков скрепленных в верхней части шнуром. С четырех сторон подшлемник крепился к "Т-образных" держателях, каждый из которых в свою очередь был скреплен со шлемом двумя клепками. Подбородочный ремень изготавливался из коричневой кожи и крепился с помощью квадратных колец, которые устанавливались к боковым "Т-образным" держателям подшлемника. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью простой прямоугольной пряжки.
Шлемы, распределенные в армию, окрашивались в каштановый цвет или хаки, шлемы, используемые жандармерией, окрашивались в синий или черный цвета. Иногда на армейские шлемы одевался штатный чехол, введенный еще во время Первой мировой войны для М 15 и немного измененный для М 26-31.

M 26
M 26
M 26
     
M 26
M 26 - Жандармерия


Mk II
Бельгийская армия была застигнута врасплох внезапным вторжением Германии. Через 18 дней войны король Леопольд III принимает решение о полной капитуляции. В отличие от голландского королевского дома король Леопольд III остался после капитуляции в стране. Такое поведение короля было не понято армией и населением страны. Многие из бельгийских солдат переправились в Великобританию, где из вступли в бригады которые впоследствии приняли участие в освобождении Бельгии, Голландии и других стран. Бельгийские бригады были экипированы британскими стальными шлемами Mk I и Mk II при этом с левой стороны на шлем наносилось черно-желто-красное изображение бельгийского флага размером 30 х 20 мм. Вес шлема составлял около 1100 грамм.
Постепенно, уже после окончания войны, производство шлемов было начато в Бельгии. Шлемы, изготовленные в Бельгии имели незначительные отличия от британского прототипа. Прежде всего, отличался подшлемник, он изготавливался из кожи. Так же отличался подбородочный ремень, который представлял собой прорезиненную полоску ткани шириной 20 мм. Кроме того, незначительные изменения коснулись способа крепления подшлемника к крестообразным держателям. На бельгийских шлемах стояло два штампа, один на раковине шлема, с указанием года производства, модели и маркировки производителя (в данном случае Mk II, 1941, A.M.G), так же на держателях подшлемника ставился размер шлема, год изготовления подшлемника и маркировка производителя (в данном случае 56, 1949, ABL).
Шлемы, распределенные в сухопутные войска окрашивались в цвет хаки, шлемы распределенные в ВВС окрашивались в светло-синий цвет, а шлем распределенные силам береговой обороны окрашивались в темно-синий цвет.

Mk II
Mk II
Mk II
     
Mk II

При подготовке раздела использовались материалы книги "Combat helmets of the world", P. Marzetti, 1996.

Вернуться в основной каталог

 

 
На главную страницу На главную страницу